Лечение кисты копчика

Киста копчика — врождённое заболевание, которое проявляется в возрасте 16-30 лет.  Она формируется ещё во время внутриутробного развития в том месте, где у животных начинается хвост. У человека хвоста нет, однако есть рудимент — копчик. В эмбриональном периоде, вследствие каких-либо причин, эта киста закладывается. Некоторые счастливчики могут прожить всю жизнь, не догадываясь о ее существовании. Однако у части людей она «просыпается» и проявляется не очень приятной симптоматикой. Подавляюще часто киста на копчике встречается у мужчин.

Центр сосудистой хирургии в Москве для всей семьи

от 1900 руб.

Как проявляется киста копчика?

В области ягодичной складки, на расстоянии 6-10 см выше ануса, появляется округлое образование небольшого диаметра. Постепенно оно увеличивается в размерах и начинает причинять дискомфорт. Заподозрить кисту копчика может врач во время осмотра. Киста имеет несколько названий, отображающих стадии развития процесса:

• Эпителиальный копчиковый ход — стадия формирования полости в эпителиальном пространстве.
  • Дермоидный синус — полость определяется непосредственно под кожей.
  • Пилонидальный синус — когда под слой кожи внедряется волосяной покров.
  • Воспаление кисты копчика (свищ) — из открывшейся кисты выделяется гнойное содержимое.

Киста на копчике у женщин обнаруживается реже, но проявляется такими же признаками, как и у представителей сильного пола.

Факторы, провоцирующие появление кисты:

• снижение двигательной активности;
  • сидячая работа;
  • частые болезни, особенно — инфекционной природы;
  • повышенное оволосение;
  • склонность к фурункулам;
  • относительно мелкие размеры пор, которые легко закупориваются кожным салом;
  • частое переохлаждение нижней части тела;
  • сниженный иммунитет;
  • соприкосновение ягодиц с трущей грубой одеждой.

Киста копчика: симптомы

• Дискомфорт в области ягодичной складки, усиливающийся при движении.
  • Отёк в области крестца, реже — более распространённый, с захватом промежности.
  • Гиперемия кожи выше копчика.
  • Открытие эмбрионального хода.
  • Появление гнойных выделений (говорят: гнойная киста копчика).
  • Повышение температуры тела.
  • Боль при сидении.
  • Рядом с первым ходом открываются другие, дочерние (чем более запущен процесс, тем большее количество вторичных ходов).

Так проявляется киста копчика. Симптомы достаточно характерны для того, чтобы обратиться к доктору и пройти лечение после тщательной диагностики.

Диагностика кисты

Если у вас есть дискомфорт в области ягодичной складки,  обязательно найдите время и запишитесь на прием к проктологу. Доктор расспросит о том, когда появились неприятные симптомы, как вы с ними боролись. Проведет осмотр и назначит необходимое обследование.

• Ректороманоскопия помогает тщательно рассмотреть слизистую кишечника, определить место поражения.
  • Зондирование кисты проводят для идентификации канала копчикового хода, места его выхода в кишечник и на коже.
  • УЗИ для уточнения локализации и распространенности процесса.
  • Рентгенография крестцовой зоны с контрастированием кисты.
  • КТ или МРТ.

Киста копчика: лечение

Возможно только хирургическое лечение. Оперативное вмешательство выполняется с целью полностью удалить кисту и все ходы (каналы). Очень важно проводить операцию планово, в этом случае гораздо выше вероятность полного удаления кисты копчика.

Существует несколько вариантов хирургического вмешательства, отличающихся доступом, техникой выполнения вмешательства и режущим инструментом. К примеру, может быть использован обычный скальпель, радионож, а можно провести удаление кисты копчика лазером. Метод вмешательства подбирает доктор, ориентируясь на индивидуальные особенности пациента.

Варианты вмешательства:

• полное иссечение кисты и ходов без ушивания раны;
  • полное иссечение кисты и ходов с ушиванием раны;
  • иссечение кисты и ходов с пластикой кожи.

Несомненно одно: есть киста копчика — нужна операция. Само вмешательство длится 20-60 минут. Время зависит от количества и длины эпителиальных ходов, то есть от объёма операции.

Противопоказаниями к выполнению операции являются:

• высокая температура тела;
  • выраженный гнойный процесс;
  • тяжёлое заболевание печени или почек;
  • злокачественная опухоль.

Что делать после удаления кисты

• Тщательно проводить гигиенические процедуры.
  • Носить недавящее бельё.
  • Лежать на спине можно через неделю.
  • Садиться — через три недели.
  • Заниматься физическими упражнениями — через месяц.
  • Регулярно посещать врача-проктолога.
  • После полного заживления, необходимо вести активный образ жизни и отрегулировать питание в соответствии с рекомендациями врача.

Как лечится киста копчика без операции?

Только операция наверняка избавит от заболевания. Любые другие методы могут лишь отсрочить ее. Но не всегда такая отсрочка идёт на пользу. При нелеченной кисте копчика может развиться целый ряд осложнений. Образуются всё новые гнойники и свищевые ходы.

Инфекция распространится на соседние ткани, что приведет к парапроктиту, остеомиелиту и даже сепсису. Постоянное раздражение кожи спровоцирует развитие экземы — весьма болезненного состояния, которое лечится очень длительно. Поэтому лучше не тянуть время, а обратиться к врачу как можно раньше. Тогда и оперативное вмешательство будет небольшим, и период реабилитации более коротким.

Клиника «Поликлиника 101» оснащена всем необходимым для качественной диагностики кисты копчика. У нас работают опытные врачи высокой квалификации. Может быть проведена оптимальная операция удаления кисты копчика, её цена зависит от выбранного вмешательства. Всё это стоит обсудить на очной консультации с доктором. Записаться можно по телефону регистратуры либо на сайте.